ПОРЯДОК
проведения государственной итоговой аттестации
в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ)
по образовательным программам основного общего образования
в городе Севастополе в 2017 году

 ОСОБЕННОСТИ ЭМ ГВЭ (ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА)

РУССКИЙ ЯЗЫК (РЯ)

Письменный экзамен ГВЭ по РЯ проводится в нескольких форматах в целях учёта возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и участников с ОВЗ.

При проведении экзамена у глухих и слабослышащих обучающихся после повторного устного предъявления текста организатором для всех экзаменующихся (при желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается одновременный сурдоперевод) необходимо каждому участнику предоставить данный текст для чтения и проведения подготовительной работы к изложению.

На этом этапе осуществляется отбор базового (опорного) словаря для изложения, работа с представленным организатором на доске речевым материалом из текста – терминами, именами собственными, архаизмами, датами и др., который определяется членами ГЭК на ППЭ перед экзаменом после получения изложения.

Этап отбора базового (опорного) словаря может проводиться и для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития. По усмотрению экзаменуемого, составляется план изложения (это является рекомендацией, а не обязательным требованием).

Через 40 минут организатор забирает текст, и обучающийся выполняет ЭР, используя подготовленные им материалы.

Сочинение.

Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определённой структурой, и инструкции для обучающегося. Комплект тем сочинений предполагает написание сочинения на свободную тему по философской или этико-нравственной проблематике.

Изложение с творческим заданием.

Задание предполагает написание сжатого изложения по прослушанному тексту, творческое задание. Текст для изложенияпредставляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.

Предложенный для сжатого изложения текст читается организатором в аудитории трижды. При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.

Творческое задание (сочинение-рассуждение на понимание фрагмента текста) предполагает рассуждение по цитате, предложению, фрагменту текста, непосредственно связанными с его проблематикой.

Диктант.

Количество слов в диктанте – 200-220. Для оценки ЭР в форме диктанта используются критерии оценки диктанта.

Сочинение, изложение и диктант оцениваются двумя экспертами.

На выполнение ЭР по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут).

Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями. Словари предоставляются ОО, на базе которой организован ППЭ, либо ОО, обучающиеся которых сдают экзамен в ППЭ. Пользование личными словарями участниками ГВЭ запрещено.

 МАТЕМАТИКА.

Письменный экзамен ГВЭ по математике проводится в нескольких форматах в целях учета возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и участников с ОВЗ. Участники экзамена могут быть распределены в одну аудиторию. В распределении обязательно указывается маркировка ЭМ.

При разработке экзаменационной модели соблюдалась преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по математике для обучающихся, освоивших ОП ООО.

ЭМ с литерой «А».

Каждый вариант ЭР содержит 12 заданий, из которых 10 заданий с кратким ответом (далее – КО), в которых необходимо записать ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби, и 2 задания с развернутым ответом (далее – РО).

На выполнение работы даётся 3 часа 55 минут (235 минут).

Необходимые справочные материалы выдаются вместе с текстом ЭР. При выполнении заданий ГВЭ разрешается пользоваться линейкой.

ЭМ с литерой «К».

Каждый вариант ЭР, маркированного  литерой «К», содержит 10 заданий с КО, в которых необходимо записать ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби.

На выполнение ЭР по математике даётся 3 часа 55 минут (235 минут).

Необходимые справочные материалы для выполнения ЭР выдаются вместе с текстом ЭР. При выполнении заданий разрешается пользоваться линейкой.

 

БИОЛОГИЯ.

Каждый вариант ЭР включает в себя 28 заданий и состоит из двух частей. Часть 1 содержит 27 заданий, из них: 22 с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных, 6 заданий повышенного уровня сложности с КО; 2 – с выбором трёх верных ответов из шести; 1 – на соответствие; 1 – на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов; 1 – на включение в текст пропущенных терминов и понятий. Часть 2 содержит 1 задание, на которое следует дать РО.

На выполнение работы даётся 3 часа (180 минут).

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

ГЕОГРАФИЯ.

Вариант ЭР включает в себя 22 задания. Работа содержит 21 задание с КО из четырех предложенных  и одно задание с РО, к которому требуется записать полный ответ на поставленный вопрос.

На выполнение работы даётся 2 часа 30 минут (150 минут).

Учащиеся должны быть обеспечены НПК и географическими атласами для 7, 8 и 9 классов (любого издательства).

 ИНФОРМАТИКА И ИКТ.

Вариант ЭР включает в себя 13 заданий и состоит из трех частей. Часть 1 содержит 6 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. Часть 2 состоит из 6 заданий с КО в виде цифры, последовательности цифр или букв. Часть 3 содержит 1 задание, которое выполняется на компьютере в среде электронных таблиц.

На выполнение работы даётся 2 часа 30 минут (150 минут).

Задания частей 1 и 2 выполняются учащимися без использования компьютеров и других технических средств. Использование калькуляторов на экзаменах не разрешается.

Задание части 3 выполняется учащимися на компьютере. На компьютере должна быть установлена знакомая учащимся программа для работы с электронными таблицами. Рекомендуется проводить экзамен в двух аудиториях. В одной (обычной) аудитории учащиеся выполняют задания частей 1 и 2 на специальных бланках, после этого сдают бланки работ и переходят в другую аудиторию (компьютерный класс) для выполнения задания части 3.

Решением задания части 3 является отдельный файл, подготовленный в электронной таблице на основе файла исходных данных, выдаваемого вместе с заданием. Учащиеся сохраняют данный файл в каталог под именем, указанным организаторами экзамена.

 ИСТОРИЯ.

Вариант ЭР включает в себя 31 задание и состоит из двух частей. Часть 1 содержит 30 заданий с КО в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр. Часть 2 содержит 1 задание с РО.

На выполнение работы даётся 2 часа 30 минут (150 минут).

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

 ЛИТЕРАТУРА.

ЭР по литературе состоит из двух частей. Часть 1 включает в себя фрагмент эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, к которому относятся два альтернативных задания и одно обязательное. Часть 2 включает в себя лирическое стихотворение (или басню), к которому относятся два альтернативных задания и одно обязательное.

На выполнение ЭР по литературе дается 3 часа (180 минут).

При выполнении заданий обеих частей ЭР экзаменуемый имеет право пользоваться полными текстами произведений, а также сборниками лирики.

 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.

ЭР состоит из двух частей, включающих в себя26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий с КО, часть 2 содержит 1 задание с РО.

На выполнение ЭР отводится 3 часа 30 минут (210 минут).

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

 ФИЗИКА.

Вариант ЭР содержит 19 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. В работу включено 18 заданий с КО и 1 задание с РО.

На выполнение работы дается 2 часа 30 минут (150 минут).

В аудитории во время экзамена у каждого должен быть НПК.

 ХИМИЯ.

Каждый вариант ЭР состоит из 2 частей. Часть 1 содержит 12 заданий с КО и 2 задания повышенного уровня сложности. Часть 2 содержит однозаданиевысокого уровня сложности, с РО.

На выполнение ЭР отводится 2 часа 30 минут (150 минут).

В аудитории во время экзамена у каждого экзаменующегося должны быть следующие материалы и оборудование:

– Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

– электрохимический ряд напряжений металлов;

-НПК.

 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК.

ЭР по ИЯ (английскому, немецкому, французскому и испанскому) содержит три раздела: «Задания по чтению», «Задания по грамматике и лексике» и «Задание по письму». В работу включено 24 задания с КО и 1 задание открытого типа с РО.

На выполнение ЭР отводится 2 часа (120 минут).

Дополнительные материалы и оборудование  не требуются.

ОСОБЕННОСТИ ЭМ ГВЭ (УСТНАЯ ФОРМА)

Ответ экзаменуемого оценивается в соответствии с критериями, представленными в Спецификации экзаменационных материалов ГВЭ по соответствующему учебному предмету (устная форма).

Ответы экзаменуемого на вопросы билета проверяются двумя независимыми экспертами.

Баллы за ответы участника ГВЭ на вопросы билета определяются, исходя из следующих положений:

– если баллы двух экспертов совпали, то полученный балл является окончательным;

– если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательный балл определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в бóльшую сторону;

– если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается проверка ответа участника ГВЭ третьим экспертом.

 РУССКИЙ ЯЗЫК.

В комплект ЭМ по РЯ включены 15 билетов. Каждый билет содержит текст и три задания. Первое задание проверяет умения по информационно-смысловой переработке текста и составлению небольшого устного связного высказывания. Второе задание потребует от экзаменуемого провести указанный в билете вид (или виды) языкового разбора; проанализировать представленное в тексте языковое явление и рассказать о нём в своем устном высказывании. Третье задание ориентировано на проверку умения выпускника решать практические задачи в области изученного в рамках школьного курса материала. Задание нацеливает экзаменуемого на составление устного связного высказывания.

Рекомендуемое время на подготовку ответа – 30 минут.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

 МАТЕМАТИКА.

Комплект ЭМ по математике состоит из 15 билетов, каждый из которых содержит пять заданий.

Для подготовки ответа на вопросы билета обучающимся предоставляется не менее 60 минут.

Необходимые справочные материалы выдаются вместе с текстом ЭР. При выполнении заданий разрешается пользоваться линейкой.

 БИОЛОГИЯ.

Комплект ЭМ по биологии состоит из 15 билетов. Каждый билет включает два теоретических вопроса.

Для подготовки ответа на вопросы билета обучающимся предоставляется не менее 30 минут.

При проведении устного экзамена по биологии обучающимся предоставляется право использовать при необходимости:

– плакаты и таблицы;

– натуральные объекты и гербарные образцы растений;

– модели и рельефные таблицы.

ГЕОГРАФИЯ.

Комплект ЭМ по географии состоит из 15 билетов, каждый из которых содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание.

Для подготовки ответа на вопросы билета обучающимся предоставляется не менее 60 минут.

При проведении устного экзамена по географии обучающимся предоставляется право использовать при необходимости:

– школьные географические атласы за 5–9 классы;

-НПК для вычислений при решении практических заданий.

ИНФОРМАТИКА И ИКТ.

Комплект ЭМ содержит 15 билетов. Каждый билет состоит из двух вопросов. Первый вопрос предполагает освещение материала теоретического характера. Второй вопрос билета представляет собой практическое задание на описание алгоритма (на формальном языке или в виде словесного описания) для решения конкретной задачи обработки данных.

Рекомендуемое время на подготовку ответа – до 30 минут.

При проведении устного экзамена по информатике и ИКТ обучающимся предоставляется право использовать для выполнения практических заданий персональный компьютер с установленным на нем программным обеспечением, использовавшимся при изучении курса информатики и ИКТ. Компьютер должен быть отключен от сети Интернет. Использование справочных материалов для подготовки ответов на теоретические вопросы не предполагается.

 ИСТОРИЯ.

Комплект ЭМ по истории состоит из 15 билетов. Каждый билет состоит из двух вопросов. Первый вопрос предполагает систематизированное описание экзаменуемым значительного исторического события (событий), процесса, явления. Второй вопрос требует от экзаменуемого выполнения одного из следующих действий: раскрытие места событий в историческом контексте; объяснение их причин и следствий, значения; сравнение событий, явлений.

Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут.

При подготовке ответы выпускнику разрешается пользоваться атласом по истории.

 ЛИТЕРАТУРА.

Комплект ЭМ по литературе состоит из 15 билетов. Каждый билет состоит из двух заданий, подобранных таким образом, чтобы, во-первых, в билете были представлены произведения разных писателей, во-вторых, задания билета относились к произведениям разных родов и жанров.

Для подготовки ответа на вопросы билета обучающимся предоставляется не менее 60 минут.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.

Комплект ЭМ по обществознанию состоит из 15 билетов, каждый из которых содержит два теоретических вопроса. Вопросы проверяют основные понятия и ведущие идеи интегративного обществоведческого курса по следующим разделам: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право.

На подготовку выпускника к ответу целесообразно отвести примерно 30–40 минут.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

 ФИЗИКА.

Комплект ЭМ по физике состоит из 15 билетов, каждый из которых содержит два вопроса. Первый вопрос проверяет освоение учащимися понятийного аппарата школьного курса физики: знание и понимание смысла физических понятий, физических величин и физических законов, а также умение описывать и объяснять физические явления. Второй вопрос билетов предлагает выпускнику основной школы выполнить расчетную задачу.

Для подготовки ответа на вопросы билета учащимся предоставляется не менее 30 минут.

При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется право использовать при необходимости:

– справочные таблицы физических величин;

– справочные данные с перечнем изученных формул и законов (без текстового описания законов);

– плакаты и таблицы для ответов на теоретические вопросы;

-НПК для вычислений при решении задач.

 ХИМИЯ.

Комплект ЭМ по химии включает 15 билетов. Каждый билет состоит из двух вопросов: одного теоретического и расчётной задачи.

Примерное время, рекомендуемое на подготовку выпускника к ответу, составляет 20-30 минут.

При проведении устного экзамена по химии обучающимся  предоставляется право использовать при необходимости:

– Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева;

– таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде;

– электрохимический ряд напряжений металлов;

-НПК.

 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК.

Комплект ЭМ по каждому из четырёх ИЯ (английский, немецкий, французский, испанский) состоит из 15 билетов.

Каждый билет содержит два задания. Первое задание проверяет умения ознакомительного чтения (чтения с пониманием основного содержания). Экзаменуемому необходимо прочитать небольшой текст и ответить на три вопроса по его содержанию, касающиеся основной идеи и главных фактов. Во втором задании предлагается высказаться по заданной теме. Экзаменуемый должен построить связное законченное монологическое высказывание (объёмом 9–10 фраз) в соответствии с поставленной в задании коммуникативной задачей.

Для подготовки ответа на вопросы билета экзаменуемому предоставляется 25 минут, непосредственно ответ занимает 8-10 минут.