Приложение к приказу Департамента
образования города Севастополя
от 06.12.2016 №1218

ПОЛОЖЕНИЕ
об особенностях организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в городе Севастополе в 2017 году

  1. Нормативные правовые документы, регламентирующие порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов:

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ);

– приказ Министерства образования и науки (далее – МОН) РФ от 25.12.2013 № 1394«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (далее – Порядок-9);

– приказ МОНРФ от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (далее – Порядок-11);

– приказ МОН РФ от 20.09.2013 № 1082«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (далее – Положение оПМПК);

– Положение об особенностях организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – ГИА) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (далее – лиц с ОВЗ) в городе Севастополе в 2017 году (далее – Положение о ГИА ОВЗ);

– иные нормативные правовые документы.

  1. Введение.

Положение о ГИА ОВЗ разработано вцелях разъяснения особенностей организации ипроведения ГИА для лиц с ОВЗ.

В соответствии с п. 37 Порядка-11 ип. 34 Порядка-9 для обучающихся, выпускников прошлых лет (далее – ВПЛ) с ОВЗ, обучающихся, ВПЛ детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях 9далее – ОО), в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, Департамент образования города Севастополя (далее – ДО) организует проведение ГИА вусловиях, учитывающих состояние ихздоровья, особенности психофизического развития.

В соответствии с ч. 16 ст. 2 273-ФЗ клицам сОВЗ относятся лица, имеющие недостатки вфизическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК ипрепятствующие получению образования без создания специальных условий.

Учитывая, что исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся, ВПЛ признаются лицами сОВЗ, отсутствует, необходимо рекомендовать ПМПК принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития, при этом срок обращения вПМПК может неиметь ключевого значения для принятия решения.

Согласно п. 23 Положения оПМПК заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Предоставленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания рекомендованных в заключении условий для обучения ивоспитания детей.

  1. Особенности организации пунктов проведения экзаменов.

Пункты проведения экзаменов (далее – ППЭ) для лиц с ОВЗорганизуются в условиях, учитывающих состояние здоровья и особенности психофизического развития набазе специальной коррекционной ОО или набазе ОО, вкоторых может быть назначена специализированная аудитория (аудитории), вбольнице (медицинском учреждении), в которой обучающийся находится на длительном лечении, и на дому. В специализированной аудитории могут находиться участники ГИА с различными заболеваниями. При этом рекомендуется формировать отдельные аудитории для следующих категорий участников ГИА с ОВЗ:

– слепые, поздноослепшие участники ГИА;

– слабовидящие участники ГИА;

– глухие, позднооглохшие участники ГИА;

– слабослышащие участники ГИА;

– участники ГИА с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР);

– участники ГИА с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА);

– участники ГИА с задержкой психического развития (далее – ЗПР);

– участники ГИА с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС);

– иные категории участников с ОВЗ (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва и др.).

В случае небольшого количества участников ГИА с ОВЗ допускается рассадка слепых, поздноослепших ислабовидящих участников водну аудиторию. Также водной аудитории можно рассадить глухих, позднооглохших, слабослышащих участников ГИА, участников сТНР, с нарушениямиОДА.

Для глухих участников ГИА при нахождении в аудитории ассистента-сурдопереводчика необходимо предусмотреть отдельные аудитории.

Не рекомендуется объединять сдругими категориями участников ГИА с ОВЗ участников сЗПР иРАС.

Количество рабочих мест вкаждой аудитории для участников ГИА сОВЗ определяется в зависимости от категории заболевания, технических средств, используемых участником экзамена, но недолжно превышать 12 человек.

Порядок организации питания и перерывов для проведения необходимых медико-технических процедур для участников ГИА с ОВЗ определяется ДО.

ППЭ для участников ГИА сОВЗ должен быть оборудован поих заявлению, подтверждённому рекомендациями ПМПК, с учетом ихиндивидуальных особенностей.

Материально-технические условия должны обеспечивать:

– возможность беспрепятственного доступа участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях;

– наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели исвободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту;

– наличие специальных кресел и других приспособлений;

– при отсутствии лифтов аудитория для участников ГИА снарушением ОДА должна располагаться на первом этаже.

Аудитории ППЭ для слабослышащих участников экзамена должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой. Освещенность каждого рабочего места ваудитории для слабовидящих должна быть равномерной и не ниже 300 люкс.

В случае проведения водин день двух экзаменов всоответствии сединым расписанием, утвержденным МОН, допускается в специализированной аудитории или в специальном ППЭ рассадка в одну аудиторию участников не более чем двух разных экзаменов (за исключением ГИА по иностранным языкам) в случае, если количество участников экзаменов не превышает 5 человек по каждому предмету.

Во время экзамена вППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ГИА сОВЗ необходимую помощь сучетом их индивидуальных особенностей:

– содействие вперемещении;

– оказание помощи вфиксации положения тела, ручки вкисти руки;

– вызов медицинского персонала;

– оказание неотложной медицинской помощи;

– помощь вобщении ссотрудниками ППЭ (сурдоперевод – для глухих);

– помощь при чтении иоформлении заданий.

Ассистентом может быть назначен родитель (законный представитель) участника ГИА, штатный сотрудник ОО, в которой он обучается, втом числе сотрудник специальной (коррекционной) ОО.Ассистентом ВПЛ может быть назначен прикрепленный к инвалиду социальный работник. Для сопровождения участников ГИА запрещается назначать учителя-предметника по предмету, по которому проводится ГИА в данный день, за исключением категорий слепых и глухих участников ГИА (на экзамены по русскому языку и математике допускаются сурдопедагог – дляглухих и тифлопедагог – для слепых участников).

Списки ассистентов утверждаются ДО.

В аудитории должны быть предусмотрены места для ассистентов.

Руководитель ППЭ обязан:

Для слепых участников экзамена:

– совместно сруководителем ОО, набазе которого размещен ППЭ, подготовить внеобходимом количестве черновики израсчета по 10 листов для письма посистеме Брайля накаждого участника ГИА;

– подготовить внеобходимом количестве памятки для слепых участников ГИА позаполнению тетрадей для ответов назадания ГИА;

– подготовить помещение для работы комиссии тифлопереводчиков (в случае, если перенос ответов слепых участников ГИА набланки ГИА осуществляется вППЭ).

Для слабовидящих участников экзамена:

– для участников основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) и государственного выпускного экзамена 9 класса (далее – ГВЭ-9) – в случае масштабирования контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) и бланков ответов №1 (далее – БО-1) подготовить внеобходимом количестве пакеты размером формата А3;

– для участников единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена 11 класса (далее – ГВЭ-11) – в случае масштабирования КИМ, бланков регистрации (далее – БР) и БО-1 подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата А3 иформу ППЭ-11 для наклеивания на пакеты;

– подготовить внеобходимом количестве технические средства для масштабирования КИМ и БР и БО-1 до формата А3;

– в случае отсутствия технических средств – выдать увеличительное устройство – лупу.

Для глухих и слабослышащих участников экзамена:

– подготовить внеобходимом количестве правила позаполнению бланков;

– оборудовать аудитории звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования.

В ППЭ, где проводится ГИА для слабовидящих игде осуществляет свою работу комиссия тифлопереводчиков, количество членов государственной экзаменационной комиссии (далее – ГЭК) должно быть увеличено для обеспечения контроля запереносом ответов слабовидящих ислепых участников ГИА сувеличенных бланков (тетрадей для ответов) на стандартные.

В каждой аудитории для слабовидящих (аудитории, вкоторой работает комиссия тифлопереводчиков) вовремя переноса ответов участников экзамена с увеличенных бланков настандартные должен находиться член ГЭК. Аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения (далее – СВН) без возможности трансляции вещания всеть «Интернет» (в режиме офлайн).

В ППЭ для участников экзамена сОВЗ рекомендуется направить общественных наблюдателей вкаждую аудиторию.

Для лиц, имеющих медицинские основания для обучения надому и соответствующие рекомендации ПМПК, атакже для лиц, находящихся на длительном лечении вмедицинском учреждении, экзамен организуется на дому, вбольнице (медицинском учреждении). Для этого создается ППЭ по месту жительства участника ГИА, поместу нахождения больницы (медицинского учреждения) свыполнением минимальных требований процедуры итехнологии проведения ГИА: назначить руководителя ППЭ, двух организаторов, члена ГЭК. Для участника ГИА необходимо организовать посадочное место (с учетом его состояния здоровья), рабочие места для всех работников ППЭ. Непосредственно впомещении, где находится участник ГИА, должны быть СВН без возможности трансляции вещания в сеть «Интернет» (офлайн).

В случае сдачи ГИА участником вмедицинском учреждении другого субъекта РФ соответствующая информация вносится вРИС того субъекта РФ.

Далее экзамен должен быть проведен согласно стандартной процедуре ГИА.

  1. Особенности проведения ГИА вППЭ.

Запуск участников ГИА вППЭ ирассадка ваудитории.

Руководитель ППЭ не позднее, чем за 45 минут доэкзамена выдает организаторам, кроме стандартных форм, списки ассистентов.

При организации ППЭ на дому руководитель ППЭ выдает стандартные формы, списки ассистентов организаторам не позднее чем за 15 минут до экзамена.

Руководитель ППЭ при входе ассистентов вППЭ осуществляет контроль за проверкой документов, удостоверяющих личность ассистентов, иналичие указанных лиц всписках наданный экзамен вданном ППЭ.

Организатор в аудитории должен сверить данные документа, удостоверяющие личность ассистента, указать ему место в аудитории.

Участники ГИА могут взять ссобой наотведенное место в аудитории медицинские приборы ипрепараты, показанные для экстренной помощи, а также необходимое техническое оборудование для выполнения заданий (брайлевский прибор игрифель, брайлевская печатная машинка, лупа или иное увеличительное устройство, специальные чертежные инструменты идр.).

Ассистент должен помочь участнику ГИА занять свое место.

Начало проведения экзамена ваудитории.

Не позднее 09.45 ответственный организатор в аудитории получает у руководителя ППЭ экзаменационные материалы (далее – ЭМ).

При организации ППЭ на дому ответственный организатор в аудитории получает ЭМ уруководителя ППЭ не позднее чем за 15 минут до экзамена.

Ответственный организатор ваудитории для слепых участников ГИА обязан непозднее чем за 15 минут доначала ГИА получить уруководителя ППЭ:

– доставочные спецпакеты с индивидуальными комплектами (далее – ИК), включающими всебя КИМ, напечатанный шрифтом Брайля (рельефно-точечный шрифт), специальные тетради для ответов (для письма рельефно-точечным шрифтом сиспользованием письменного прибора Брайля), вкоторых участники ГИА оформляют свои экзаменационные работы (далее – ЭР), БР, БО-1 и БО-2;

– черновики для письма по Брайлю израсчета 10 листов на каждого участника;

– дополнительные листы для записи ответов по Брайлю (в случае нехватки места в тетради для записи ответов);

– возвратные доставочные пакеты (далее – ВДП) для упаковки тетрадей для записи ответов ибланков ГИА.

В случае заполнения слепыми участниками ГИА всей тетради для ответов организатор выдает участнику экзамена дополнительный лист (листы) для письма по Брайлю. При этом участник экзамена пишет фамилию, имя, отчество на верхней строке листа, организатор также пишет фамилию, имя, отчество участника экзамена надополнительном листе.

При проведении экзамена для слабовидящих ваудитории ППЭ после вскрытия ИККИМ, БР и БО-1 увеличиваются доформата А3 сиспользованием оргтехники.

В случае отсутствия возможности увеличения ЭМ ваудитории для слабовидящих масштабирование может производиться доначала экзамена в присутствии руководителя ППЭ под контролем члена ГЭК иобщественных наблюдателей (при наличии). При этом поокончании масштабирования каждого ИКв пакет формата А3 складываются изапечатываются следующие материалы:

– КИМ стандартного размера;

– КИМ увеличенный;

– бланки стандартного размера;

– БР, увеличенный доразмера формата А3;

– БО-1, увеличенный доформата А3.

Слабовидящие участники ГИА могут работать состандартными или с увеличенными КИМ, БР и БО-1 (по своему выбору) ис БО-2 (в том числе ДБО-2).

Участники ГИА, неимеющие возможности писать самостоятельно и которые могут выполнять работу только накомпьютере, могут использовать компьютер без выхода всеть «Интернет» ине содержащий информации по сдаваемому предмету.

Перенос ответов участника ГИА скомпьютера встандартныеБО осуществляется ассистентом (организатором) вприсутствии общественного наблюдателя (при наличии) и члена ГЭК.

Для участников ГИА, имеющих сочетанную офтальмологическую и неврологическую патологию, атакже тех, кто вследствие значительного снижения остроты зрения встаршем школьном возрасте неовладел системой Брайля всовершенстве, экзамен проходит вкомбинированной форме с использованием масштабированных доформата А3 КИМ итетрадей для ответов назадания ГИА посистеме Брайля.

Глухим ислабослышащим участникам ГИА выдаются правила по заполнению бланков ГИА.

Во время проведения экзамена для участников ГИА сОВЗ ваудиториях организуется питание иперерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.

Продолжительность экзамена для участников сОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 90 минут. Если участник ГИА выполнил работу ранее установленного срока, тоорганизаторы могут принимать ЭМ до окончания экзамена. При этом участники ГИА могут покинуть ППЭ.

В случае нахождения водной аудитории вместе сослабовидящими участниками экзамена других лиц сОВЗ экзамен начинается для всех участников ваудитории единовременно после увеличения ЭМ для слабовидящих.

Завершение экзамена ваудитории.

Для слабовидящих участников экзамена.

В случае использования увеличенных доформата А3 БР и БО-1 ассистенты в присутствии участников экзамена собирают только КИМ (стандартного размера иувеличенные) и черновики.КИМ (стандартного размера иувеличенные) ичерновики запечатываются в ВДП. Бланки остаются наместах.

Для переноса ответов слабовидящих участников ГИА сувеличенных бланков набланки стандартного размера рекомендуется назначать специально обученных организаторов (ассистентов), повозможности изчисла тифлопереводчиков.

В присутствии общественных наблюдателей (при наличии) и члена ГЭК ассистенты переносят ответы назадания ЭР участников смасштабированных (увеличенных) БО-1 и БРнастандартные БО-1 и БР вполном соответствии с заполнением участниками экзамена. Организаторы должны следить за сохранением комплектации выданныхЭМ. Если будет нарушена комплектация ИК, проверка работы участника экзамена окажется невозможной.

При переносе ответов набланки стандартного размера вполе «Подпись участника» ассистент пишет «Копия верна» иставит свою подпись.

По окончании переноса ответов слабовидящих участников экзамена на бланки стандартного размера организатор формирует стопки материалов:

– БР (стандартные);

– БР (увеличенные);

– БО-1 (стандартные);

– БО-1 (увеличенные);

– БО-2, втом числе ДБО-2.

Бланки стандартного размера запечатываются встандартные ВДП, увеличенные БР и БО-1 запечатываются впакеты формата А3.

Для слепых участников экзамена.

По истечении времени, отведенного напроведение экзамена, ответственный организатор должен объявить, что экзамен окончен, иучастники ГИА должны сложить тетради для ответов вконверт ИК, аКИМ ичерновики положить накрай рабочего стола (при этом все оставшиеся ваудитории участники ГИА должны оставаться на своих местах).

Организаторы аудитории самостоятельно собирают состолов участников ГИА ЭМ (конверты стетрадями, БР, БО-1,БО-2, черновики), фиксируя на конверте количество сданных участником ГИА тетрадей, черновиков, бланков, дополнительных листов, ставят свою подпись.

По итогам сбора ЭМорганизатор формирует три стопки материалов:

– конверты ИК, вкоторых находятсятетради для ответов назадания ГИА, БР, БО-1,БО-2;

– черновики;

– КИМ.

В присутствии неменее 3-х человек, вчисло которых входят участники ГИА иассистенты, организатор должен пересчитать конверты ИКи запечатать их в пакет. Тетради для записи ответов ибланки ГИА слепых участников экзамена могут быть упакованы водин пакет из аудитории.

В случае если ЭМ непомещаются водин пакет, допускается упаковка тетрадей ибланков каждого участника впакеты по отдельности.

Организатор заполняет информацию на ВДП, вкотором отмечает информацию орегионе, ППЭ, аудитории, предмете, количестве конвертов ИК в пакете, ответственном организаторе ваудитории.

Для участников ГИА, выполняющих работу сиспользованием компьютера или специального программного обеспечения.

В случае использования компьютера или специального ПОорганизаторы в присутствии участников распечатывают ответы участников скомпьютера, ставят отметку нараспечатанных бланках околичестве распечатанных листов.

Распечатанные листы упаковываются вотдельный пакет. Технические специалисты оказывают участнику необходимую помощь понастройке используемого оборудования.

В случае отсутствия специального ПОассистент протоколирует ответы участника в БО в присутствии члена ГЭК.

Вприсутствии общественных наблюдателей (при наличии) и члена ГЭК ассистенты (организаторы) переносят вполном соответствии ответы участников экзамена на БР истандартные БО.

При переносе ответов набланки стандартного размера вполе «Подпись участника« ассистент пишет  «Копия верна» иставит свою подпись.

По окончании переноса ответов участников экзамена набланки стандартного размера организатор формирует стопки материалов:

– БР;

– БО-1;

– БО-2, втом числе ДБО-2;

– распечатанные листы ответов участников.

  1. Особенности завершающего этапа проведения экзамена вППЭ.

Руководитель ППЭ в присутствии члена ГЭК обязан поокончании экзамена получить отвсех ответственных организаторов поаудиториям и пересчитать:

Из аудитории для слепых участников экзамена:

– конверты ИК, в которых находятся: тетради для ответов назадания ГИА, БР, БО-1, БО-2 для передачи ихв комиссию тифлопереводчиков, вспециально выделенное иоборудованное для этих целей помещение набазе ППЭ, РЦОКО (в соответствии сорганизационно-технологической схемой проведения ГИА);

– КИМ;

– черновики.

Из аудитории для слабовидящих участников экзамена:

– запечатанныеВДП с БР (увеличенными – вконверте формата А3; стандартными – встандартном ВДП), БО-1 (увеличенными – вконверте формата А3; стандартными – встандартном ВДП) и БО-2 (включая ДБО-2);

– запечатанные пакеты сиспользованными КИМ (стандартными и увеличенными – вконверте формата А3);

– черновики.

Из аудитории для участников ГИА, выполнявших  работу с использованием компьютера или специального программного обеспечения:

– конверты ИК, в которых находятся: распечатанные листы ответов участников на задания ГИА, БР; БО-1, БО-2;

– КИМ.

Комиссия тифлопереводчиков может осуществлять перенос ответов на бланки ГИА вППЭ, вРЦОКО (в соответствии с организационно-технологической схемой проведения ГИА).

В случае организации переноса ответов слепых участников ГИА набланки в ППЭ поокончании экзамена тетради сответами слепых участников ГИА передаются ваудитории, вкоторых работает комиссия тифлопереводчиков. Также вкомиссию передаются памятки скодировками для заполнения регистрационных полей.

Комиссия тифлопереводчиков организует работу всоответствии с Положением окомиссии тифлопереводчиков.

В аудиториях, оборудованных СВН, вкоторых работает комиссия тифлопереводчиков, втечение всего времени работы комиссии должны находиться член ГЭК и, повозможности, общественный наблюдатель.

В случае проведения ГИА вспециальной аудитории поокончании экзамена руководитель ППЭ передает члену ГЭК материалы ГИА для участников с ОВЗотдельно отматериалов, сданных из ППЭ поокончании экзамена для основной части участников ГИА.

Доставка ЭМ изППЭ вРЦОКО производится членом ГЭК незамедлительно поокончании процедуры сбора иоформления документов экзамена для участников ГИА сОВЗ.

  1. Особенности рассмотрения апелляций участников ГИА сОВЗ.

Для рассмотрения апелляций участников ГИА сОВЗККпривлекает к своей работе тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников ГИА), сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников ГИА).

Вместе с участником ГИА с ОВЗнарассмотрении его апелляции помимо родителей (законных представителей) может присутствовать ассистент.

В случае обнаружения КК ошибки в переносе ответов слепых или слабовидящих участников ГИА набланки ГИА КК учитывает данные ошибки как технический брак. ЭР таких участников ГИА проходят повторную обработку (включая перенос набланки ГИА стандартного размера) и, при необходимости, повторную проверку экспертами.

  1. Положение о комиссии тифлопереводчиков.

Общие положения.

Настоящее положение определяет цели, состав иструктуру комиссии тифлопереводчиков (далее – КТ), создаваемой вцелях организации проведения государственной итоговой аттестации пообразовательным программам основного общего исреднего общего образования (далее – ГИА) для лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых), её полномочия ифункции, права, обязанности иответственность её членов, атакже порядок организации работы.

Координацию деятельности КТ осуществляет государственная экзаменационная комиссия субъекта (далее – ГЭК).

ГЭК организует работу КТ совместно с Государственным бюджетным учреждением города Севастополя «Региональный центр оценки качества образования» (далее – РЦОКО) ипунктами проведения экзамена (далее – ППЭ).

КТ всвоей работе руководствуется приказом Министерства образования и науки (далее – МОН) РФ от 25.12.2013 №1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (далее – Порядок-9) и приказом МОН РФ от 26.12.2013 №1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (далее – Порядок-11) (далее вместе – Порядки) и методическими рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ (далее – РОН).

Структура и состав КТ.

В состав КТвходит председатель КТ, заместитель председателя и тифлопереводчики.

Численный состав КТ определяется исходя изколичества слепых участников ГИА (в соотношении один тифлопереводчик на две ЭР). В КТ в качестве тифлопереводчиков включаются учителя общеобразовательных организаций, свободно владеющие техникой перевода шрифта системы Брайля (рельефно-точечного шрифта) на плоскопечатный вариант.

Состав КТ утверждается Департаментом образования города Севастополя (далее – ДО).

Полномочия, функции и организация  работы КТ.

КТ создается вцелях организации иосуществления перевода ЭРучастников с глубокими нарушениями зрения (слепых) с рельефно-точечного шрифта на плоскопечатный шрифт для последующей обработки в соответствии с Порядками. Тифлопереводчики также могут привлекаться руководителем ППЭ для переноса ответов слабовидящих участников с увеличенных бланков регистрации и бланков ответов на стандартные бланки.

КТразмещается вспециально выделенном и оборудованном для этих целей помещении набазе ППЭ или РЦОКО (в соответствии с организационно-технологической схемой проведения ГИА). Помещения, выделенные для работы КТ, должны ограничивать доступ посторонних лиц и обеспечивать соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации, а также должны быть оснащены средствами видеонаблюдения.

По окончании экзамена вППЭ член ГЭК передает пакет сконвертами индивидуальных комплектов, вкоторых находятся: тетрадь для ответов на задания ГИА, бланки регистрации, бланки ответов, дополнительные бланки ответов, черновики и памятки с кодировками председателю КТ.

КТвправе:

– запрашивать врамках компетенции информацию и разъяснения в РЦОКО;

– принимать посогласованию сГЭК решения по организации работы КТв случае возникновения форс-мажорных ситуаций и иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению работы КТ.

Функции, права и обязанности председателя КТ.

КТвозглавляет председатель, который организует ееработу инесет ответственность за своевременный и точный перевод ответов участников набланки.

Председатель КТврамках компетенции подчиняется председателю и заместителю председателя ГЭК

Функции председателя КТ:

– подбор кандидатур ипредставление состава тифлопереводчиков на согласование ГЭК;

– распределение работ между тифлопереводчиками;

– организация учета рабочего времени тифлопереводчиков, затраченного на перевод работ;

– обеспечение своевременного и точного перевода;

– обеспечение режима хранения иинформационной безопасности при переводе работ, передача оригинальных ЭР ипереведенных набланки ГИА в РЦОКО или руководителю ППЭ (в случае, если КТ работает в ППЭ);

– информирование ГЭК о ходе перевода ЭР и возникновении проблемных ситуаций.

Председатель КТ вправе:

– давать указания тифлопереводчикам в рамках своих полномочий;

– отстранять по согласованию с ГЭК тифлопереводчиков от участия в работе КТ в случае возникновения конфликтных ситуаций;

– принимать посогласованию с ГЭК решения по организации работы КТв случае возникновения форс-мажорных ситуаций и иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению работы КТ;

– рекомендовать ГЭК направить ходатайство опоощрении тифлопереводчика в ДО или поместу основной работы тифлопереводчика.

Председатель КТ обязан:

– выполнять возложенные нанего функции всоответствии с настоящим Положением;

– соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения ГИА;

– обеспечить соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при переводе, хранении и передаче ЭР в РЦОКО;

– своевременно информировать ГЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков перевода.

Заместитель председателя КТ выполняет функции председателя вслучае его отсутствия.

Тифлопереводчикобязан:

– заполнить регистрационные поля бланков всоответствии с памяткой, кодировками иличными данными участников ГИА;

– переносить текст, записанный слепым участником ГИА в тетрадях для ответов на задания ГИА посистеме Брайля, вбланк регистрации, бланки ответов плоскопечатным шрифтом, точно скопировав авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику;

– учитывать, что участники ГИА записывают ответы, располагая каждый ответ на отдельной строке. Строка-ответ содержит номер задания и номер ответа. При необходимости неверный ответ закалывается шестью точками. В качестве правильного ответа засчитывается последний ответ в строке. В случае повторного ответа на задание засчитывается последний ответ. Сочинение записывается, начиная с новой страницы тетради для ответов;

– при нехватке места на бланке ответов обратиться кпредседателю КТ заДБО № 2. Председатель выдает ДБО № 2, фиксируя номер выданного ДБО № 2 в протоколе использования ДБО № 2 в аудитории. При этом в поле «Дополнительный бланк ответов № 2» основного бланка председатель КТ вписывает номер выдаваемого ДБО № 2;

– в случае привлечения для переноса ответов слабовидящих участников ГИА на бланки стандартного размера также переносить ответы и регистрационные данные, точно скопировав авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику;

– соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности;

– профессионально выполнять возложенные на него функции;

– соблюдать этические и моральные нормы;

– информировать председателя КТ о проблемах, возникающих при переводе.

Тифлопереводчик может быть исключен из состава комиссии в случаях:

– предоставления о себе недостоверных сведений;

– утери подотчетных документов;

– неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;

– возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в ГИА в текущем году).

Решение об исключении тифлопереводчика из состава КТпринимается ГЭК на основании аргументированного представления председателя КТ. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, несоблюдения требований нормативных правовых актов, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотреблений установленными полномочиями, совершенными из корыстной или иной личной заинтересованности, члены КТпривлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

  1. Памятка для слепых ислабовидящих участников ГИАпозаполнению шрифтом Брайля тетрадей для ответов назадания.

Зачитывается участникам ГИА организаторами перед экзаменом и прикладывается ЭМ, напечатанная шрифтом Брайля (рельефно-точечным шрифтом).

  1. Экзаменуемый сиспользованием письменного Брайлевского прибора и грифеля рельефно-точечным шрифтом пишет навторой странице тетради фамилию (с новой строки), имя (с новой строки), отчество (с новой строки), серию и номер своего документа, удостоверяющего личность (паспорта), с новой строки.
  2. Ответы пишутся содной стороны листа, начиная стретьей страницы.
  3. При выполнении заданий скратким ответом необходимо записать номер задания иответ, располагая каждый ответ наотдельной строке.
  4. Между номером задания иответом необходимо оставить интервал (пропущенную клетку).
  5. Ответ нужно дать ввиде слова, словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетаний букв ицифр.
  6. Если ответом должно быть слово, тонужно писать его втой форме, в которой оно стоит впредложении или указано взадании.
  7. Ответы назадания сразвернутыми ответами записываются, начиная с новой страницы тетради для ответов.
  8. Если участник ГИА ошибся, неверный ответ закалывается шеститочием. В качестве правильного ответа засчитывается последний ответ встроке. В случае повторного ответа назадание засчитывается последний. При выполнении заданий следуйте инструкциям в контрольных измерительных материалах.
  1. Памятка для организатора ваудитории для слепых ислабовидящих участников ГИА,пользующихся системой Брайля.

Подготовительный этап проведения ГИАвППЭ.

Организаторы должны получить уруководителя ППЭ списки ассистентов с указанием фамилии, имени, отчества(далее – ФИО) сопровождаемого ими участника ГИА.

Организатор при входе ассистентов ваудиторию должен сверить данные документа, удостоверяющего личность ассистента, свыданным списком.

Участники ГИА берут ссобой наотведенное место ваудитории письменный прибор Брайля, специальные чертежные инструменты (при необходимости).

Проведение ГИА ваудитории.

Ответственный организатор ваудитории для слепых участников экзамена обязан не позднее чем за 5 минут доначала ГИА получить у руководителя ППЭ:

– доставочные спецпакеты с индивидуальными комплектами (далее – ИК) экзаменационных материалов (далее – ЭМ), содержащие в себе КИМ, напечатанный рельефно-точечным шрифтом Брайля (далее – РТШ) специальные тетради (для письма РТШ с использованием письменного прибора Брайля), бланк регистрации (далее – БР), бланк ответов № 1 (далее – БО-1), бланк ответов № 2 (далее – БО-2);

– черновики для письма посистеме Брайля из расчета 10 листов на каждого участника экзамена;

– дополнительные листы для записи ответов по системе Брайля (в случае нехватки места в тетради для записи ответов);

– возвратные доставочные пакеты (далее – ВДП) для упаковки тетрадей для записи ответов и стандартных БО.

В случае заполнения слепыми участниками ГИА всей тетради для ответов организатор выдает участнику экзамена дополнительный лист (листы) для письма по системе Брайля. При этом участник экзамена пишет ФИО наверхней строке листа, организатор также пишет ФИО участника надополнительном листе.

Организаторы или ассистенты должны вписать в специально отведенное место на титульном листе тетради ФИО и данные участника ГИА из документа, удостоверяющего его личность.БР,БО-1, БО-2 организатор или ассистент вкладывает обратно в конверт ИК и оставляет на столе участника ГИА.

Участники ГИА с использованием письменного прибора Брайля и грифеля РТШ на второй странице тетради пишут фамилию (с новой строки), имя (с новой строки), отчество (с новой строки), серию и номер своего документа, удостоверяющего личность, с новой строки.

Организатор проводит инструктаж участников ГИА позаполнению тетради для ответов назадания ГИА ираздает текст инструкции ассистентам участников ГИА для дополнительного разъяснения.

После заполнения второй страницы тетради всеми участниками ГИА организатор объявляет о начале экзамена и фиксирует время начала и окончания экзамена на доске (время, отведенное на инструктаж и заполнение регистрационных частей бланков, в общее время экзамена не входит).

В случае заполнения слепыми участниками ГИА всей тетради для ответов организатор выдает участнику экзамена дополнительный лист (листы) для письма по системе Брайля. При этом участник экзамена пишет ФИО на верхней строке листа, организатор также пишет ФИО участника экзамена на дополнительном листе.

За 30 минут иза 5 минут до окончания выполнения экзаменационной работы (далее – ЭР) организаторы сообщают участникам ГИА оскором завершении экзамена. По истечении времени, отведенного напроведение экзамена, ответственный организатор должен объявить, что экзамен окончен, и участники ГИА (самостоятельно или спомощью организаторов ваудитории, ассистентов) должны сложить тетради для ответов в конверт ИК, аКИМ и черновики положить накрай рабочего стола (при этом все оставшиеся в аудитории участники ГИА должны оставаться насвоих местах).

Организаторы аудитории самостоятельно собирают состолов участников ГИА ЭМ (конверты с тетрадями, БР, БО-1 и БО-2), фиксируя наконверте количество сданных участником ГИА тетрадей, дополнительных листов, черновиков, бланков, ставят свою подпись.

По итогам сбора ЭМорганизатор формирует три стопки материалов:

– конверты ИК, вкоторых находятся: тетради для ответов на задания ГИА, дополнительные листы с ответами, если они использовались, БР, БО-1, БО-2;

– черновики;

– КИМ.

В присутствии участников ГИА иассистентов организатор должен пересчитать конверты ИК, вкоторых находятся: тетради для ответов назадания ГИА, БР, БО-1, БО-2 изапечатать ихв пакет.

Тетради для записи ответов истандартные бланки слепых участников экзамена могут быть упакованы водин пакет изаудитории; вслучае если ЭМ не помещаются водин пакет, допускается упаковка впакеты тетрадей и бланков каждого участника в отдельности.

Организатор заполняет сопроводительный бланк на ВДП, вкотором отмечает информацию орегионе, ППЭ, аудитории, предмете, количестве конвертов ИК впакете, ответственном организаторе ваудитории.

  1. Памятка для организатора ваудитории для слабовидящих участниковГИА.

Подготовительный этап проведения ГИА вППЭ.

Организаторы должны получить уруководителя ППЭ списки ассистентов с указанием фамилии, имени, отчества (далее – ФИО) сопровождаемого ими участника ГИА.

Организатор при входе ассистентов ваудиторию должен сверить данные документа, удостоверяющего личность ассистента, свыданным списком.

Участники ГИА могут взять ссобой наотведенное место ваудитории лупу или иное увеличительное устройство.

Проведение ГИА в аудитории.

Руководитель ППЭ непозднее чем за 5 минутдо начала экзамена приносит в аудиторию доставочные спецпакеты синдивидуальными комплектами (далее – ИК) экзаменационных материалов (далее – ЭМ), необходимое количество черновиков (10 листов формата А4), атакже дополнительные бланки ответов № 2 (далее – ДБО-2), комплекты возвратных доставочных пакетов (далее – ВДП) (1 комплект состоит изтрех пакетов с маркировкой Р, 1, 2), в том числе пакеты формата А3 для запечатывания увеличенных материалов: контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ), бланков регистрации (далее – БР) и БО-1 (3 пакета на аудиторию) и передает их организаторам в аудиториях.

Организаторы в аудитории в присутствии участников экзамена с помощью оргтехники увеличивают из каждого ИК КИМ, БР и БО-1 до формата А3.

В случае отсутствия возможности увеличения ЭМ непосредственно в аудитории для слабовидящих участников ГИА масштабирование может производиться до начала экзамена в присутствии руководителя ППЭ под контролем члена ГЭК иобщественных наблюдателей (при наличии). При этом по окончании масштабирования каждого ИК впакет формата А3 складываются и запечатываются следующие материалы:

– КИМ стандартного размера;

– КИМ увеличенный;

– бланки стандартного размера;

– БР и БО-1, увеличенные до формата А3.

В аудиторию непозднее чем за 5 минут доначала экзамена передаются ИК, запечатанные в пакеты формата А3.

Слабовидящие участники ГИА могут работать сКИМ, БР и БО-1 стандартного или увеличенного размера (по своему выбору) ис БО-2 (в том числе ДБО-2).

По окончании экзамена организаторы собирают только КИМ (стандартного размера и увеличенные) и черновики. КИМ (стандартного размера и увеличенные) и черновики запечатываются в ВДП иподписываются. БО и БР остаются наместах.

В присутствии общественных наблюдателей (при наличии) ичлена ГЭК специально назначенные организаторы переносят ответы участников ГИА с масштабированных (увеличенных) БО-1 и БР на БО-1 и БР стандартного размера вполном соответствии с заполнением участниками ГИА.

Организаторы должны следить засохранением комплектации выданныхЭМ. Если будет нарушена комплектация ИК, проверка работы участника ГИА окажется невозможной.

При переносе ответов настандартные бланки вполе «Подпись участника» организатор пишет «Копия верна» и ставит свою подпись.

По окончании переноса ответов слабовидящих участников ГИА на бланки стандартного размера организатор формирует стопки материалов:

– БР (стандартные);

– БР (увеличенные);

– БО-1 (стандартные);

– БО-1 (увеличенные);

– БО-2, втом числе ДБО-2.

Бланки стандартного размера запечатываются встандартные ВДП, увеличенные БР и БО-1 запечатываются в пакеты формата А3.

  1. Памятка для руководителя ППЭ ГИАс ОВЗ(или пункта со специальной аудиторией для лиц с ОВЗ).

Подготовительный этап проведения ГИА в ППЭ.

Совместно сруководителем образовательного учреждения, набазе которого размещен ППЭ:

Для слепых участников экзамена:

– подготовить внеобходимом количестве черновики из расчета по 10 листов для письма посистеме Брайля накаждого участника ГИА;

– подготовить внеобходимом количестве Памятку для слепых и слабовидящих участников ГИА позаполнению шрифтом Брайля тетрадей для ответов на задания ГИА;

– подготовить помещение для работы комиссии тифлопереводчиков (в случае, если перенос ответов слепых участников ГИА настандартные бланки осуществляется в ППЭ);

Для слабовидящих участников экзамена:

– в случае масштабирования контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ), бланков регистрации (далее – БР) и бланков ответов №1 (далее – БО-1) подготовить внеобходимом количестве пакеты размером формата А3 и форму для наклеивания на пакеты;

– подготовить в необходимом количестве технические средства для масштабирования КИМ, БР и БО-1 до формата А3;

Для глухих и слабослышащих участников экзамена:

– подготовить внеобходимом количестве правила позаполнению бланков ГИА;

– подготовить звукоусиливающую аппаратуру коллективного использования.

Проведение ГИА вППЭ.

Запуск участников ГИА вППЭ ирассадка ваудитории.

Руководитель ППЭ не позднее чем за 45 минут доэкзамена выдает организаторам кроме стандартных форм списки ассистентов, сопровождающих участников ГИА.

Руководитель ППЭ при входе ассистентов вППЭ осуществляет контроль за проверкой документов, удостоверяющих личность ассистентов.

Начало проведения экзамена ваудитории.

Не позднее 09.45 поместному времени ответственный организатор в аудитории получает уруководителя ППЭ ЭМ.

При проведении экзамена для слабовидящих участников ГИА ваудитории ППЭ после вскрытия индивидуального комплекта (далее – ИК) КИМ БР и БО-1 могут быть увеличены до формата А3 с использованием оргтехники.

В случае отсутствия возможности увеличения экзаменационных материалов (далее – ЭМ) непосредственно в аудитории масштабирование может производиться до начала экзамена вприсутствии руководителя ППЭ под контролем члена ГЭК иобщественных наблюдателей. При этом по окончании масштабирования каждого ИК в пакет формата А3 складываются и запечатываются следующие материалы:

– КИМ стандартного размера;

– КИМ увеличенный;

– бланки стандартного размера;

– БО-1, увеличенный до формата А3;

– БР.

При проведении ГИА для слабослышащих участников ГИА перед началом экзамена проверяется качество передачи звука и его разборчивость.

Этап завершения ГИА в ППЭ.

Руководитель ППЭ в присутствии члена ГЭК после окончания экзамена обязан получить:

Из аудитории для слепых участников ГИА:

– запечатанные возвратные доставочные пакеты (далее – ВДП) стетрадями для ответов участников экзамена, дополнительными листами для ответов, если они использовались для записи ответов, икомплектами стандартных бланков для передачи в комиссию тифлопереводчиков;

– черновики;

– использованные КИМ.

Из аудитории для слабовидящих участников экзамена:

– запечатанныеВДП с БР (увеличенными – вконверте формата А3 и стандартными – встандартном ВДП), БО-1 (увеличенными – вконверте формата А3 и стандартными – встандартном ВДП) и БО-2 (включая ДБО-2);

– черновики;

– запечатанные пакеты сиспользованными КИМ (стандартными и увеличенными – вконверте формата А3).

В случае проведения ГИА для участников ГИА сОВЗ вспециальной аудитории ППЭ поокончании экзамена руководитель ППЭ передает члену ГЭК материалы ГИА вспециальной аудитории отдельно отматериалов, сданных из остальных аудиторий ППЭ по окончании экзамена для основной части участников ГИА. Доставка ЭМ изППЭ в РЦОКО производится незамедлительно по окончании процедуры сбора и оформления документов экзамена для участников ГИА с ОВЗ.

  1. Памятка для члена ГЭК для проведения ГИАдля лиц сОВЗ

На этапе проведения экзамена член ГЭК обязан:

– присутствовать при масштабировании ипереупаковке контрольно-измерительных материалов, бланков регистрации и бланков ответов №1 для слабовидящих участников ГИА изкаждого индивидуального комплекта в формат А3 (в случае если масштабирование производится не в аудитории в присутствии участников ГИА);

– присутствовать при настройке и подготовке звукоусиливающей аппаратуры к работе (для слабослышащих участников ГИА).
На завершающем этапе проведения экзамена член ГЭК обязан:

В случае проведения ГИА для участников ГИА сОВЗв специальной аудитории ППЭ получить поокончании экзамена отруководителя ППЭ материалы ГИА изспециальной аудитории исдать материалы вРЦОКО отдельно отматериалов, сданных изППЭ поокончании экзамена для основной части участников ГИА. Доставка экзаменационных материалов изППЭ вРЦОКО производится незамедлительно поокончании процедуры сбора иоформления документов экзамена для участников ГИА сОВЗ.

В случае использования увеличенных до формата А3 бланков регистрации и бланков ответов №1 контролировать в аудитории, где проходил экзамен для слабовидящих, перенос организаторами информации сувеличенных бланков регистрации и бланков ответов №1 на бланки стандартного размера.

В случае наличия участников ГИА, выполнявших работу накомпьютере, контролировать перенос ассистентами информации настандартные бланки ГИА.

  1. Особенности организации ППЭГИАдля участников с различными заболеваниями, детей-инвалидов и инвалидов
№ п/п Категория участников с ОВЗ Требования
Оформление КИМ Продолжительность экзамена Рабочее  место Работа ассистента Оформление работы
1 Слепые, поздноослепшие Перевод нашрифт Брайля Ув. на 90 мин., по ин.яз. (раздел «говорение») ув. на 30 мин. Отд.ауд., кол-во участников водной ауд. – неболее 8 чел. Ассистент помогает занять рабочее место вауд. всем категориям участников снарушением зрения Участник ГИА оформляет экз. работу втетради рельефно-точечным шрифтом. Тифлопереводчик переводит работу участника ГИА иоформляет ее на бланке уст.формы
2 Слабовидящие Шрифт, увеличенный до 16-18 pt Ув. на 90 мин., по ин. яз. (раздел «говорение») ув. на 30 мин.

Отд. ауд., кол-во участников в одной ауд. – неболее 12 чел.

Инд. равномерное освещение нениже 300 люкс.

Каждому участнику –лупу

Ассистент помогает занять раб. место в ауд. всем категориям участников с нарушением зрения
3 Глухие, позднооглохшие нет Ув. на 90 мин., по ин. яз. (раздел «говорение») ув. на 30 мин. Кол-во участников водной ауд. – неболее 6 чел. Ассистент-сурдопереводчик, осуществляет при необходимости жестовый перевод иразъяснение непонятных слов Текстовая форма инструкции позаполнению бланков
4 Слабослышащие нет Ув. на 90 мин., по ин. яз. (раздел «говорение») ув. на 30 мин. Наличие звукоусиливающей аппаратуры, как коллективного, так иинд. пользования; кол-во участников водной ауд. – неболее 10 чел. Ассистент-сурдопереводчик, осуществляет при необходимости жестовый перевод и разъяснение непонятных слов Текстовая форма инструкции позаполнению бланков
5 С тяжелыми нарушениями речи нет Ув. на 90 мин., по ин. яз. (раздел «говорение») ув. на 30 мин. Кол-во участников водной ауд. – неболее 12 чел Текстовая форма инструкции позаполнению бланков
6 С нарушениями опорно-двигательного аппарата нет Ув. на 90 мин., по ин. яз. (раздел «говорение») ув. на 30 мин.

Отд. ауд.в ППЭ должны быть на1-м этаже.

Кол-во участников водной ауд. – неболее 10 человек

В ППЭ – пандусы ипоручни, в ауд. – спец. кресла, мед.лежаки – для тех, которые немогут долго сидеть.

В туалете также предусмотреть расширенные дверные проемы ипоручни

Ассистенты, которые могут при необходимости втечение всего экзамена оказывать помощь в сопровождении участников сограниченной мобильностью (помогают сменить положение вколясках, креслах, лежаках, фиксировать положение вкресле, укрепить ипоправить протезы и т.п.)
7 Участники, выполняющие работу накомпьютере нет Ув. на 90 мин., по ин. яз. (раздел «говорение») ув. на 30 мин. Отд. ауд., раб. место, оборудованное ЭВМ, неимеющим выхода в«Интернет» ине содержащего информации посдаваемому предмету Ассистент помогает занять раб. место в ауд., распечатывает ответы участника Организатор оформляет регистр. бланк, бланк ответа №1 ипереносит информацию сраспечатанных бланков участника ГИА встандартные бланки ответов
8 Обучающиеся сзадержкой психического развития нет Ув. на 90 мин., по ин. яз. (раздел «говорение») ув. на 30 мин. Отд. ауд., кол-во участников водной ауд. – неболее 5 чел. Ассистент помогает занять раб. место в ауд. Рекомендуется обеспечение инд.мед. сопровождения этой категории участников на весь период работы ППЭ
9 Обучающиеся срасстройствами аутистического спектра нет Ув. на 90 мин., по ин. яз. (раздел «говорение») ув. на 30 мин. Отд. ауд., кол-во участников водной ауд. – неболее 5 чел. Ассистент помогает участнику занять место в ауд., предотвращает аффективные реакции нановую стрессовую обстановку, возникающую вовремя проведения экзамена, при необходимости осуществляет разбор конфликтов
10 Иные категории участников с ОВЗ (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва идр.) нет Ув. на 90 мин., по ин. яз. (раздел «говорение») ув. на 30 мин. Отд. ауд., кол-во участников водной ауд. – неболее 12 чел. Ассистент оказывает возможные виды сопровождения, рекомендованные ПМПК